Do androids dream of electric shit?
Do androids dream of electric shit?

Виновен в том, что наказан

Давно хотел заметить, что любимый украинской оппозицией лозунг “Зека Геть” – омерзительное буржуазное жлобство.
Януковича можно критиковать за мное: за антисоциальные реформы, за заигрывание с клерикалами, за закручивание гаек, за то что он дебил, в конце-концов. Но нет, оппозиция хватается за некое “криминальное прошлое”. Причём ладно бы речь шла о крупных взятках, растратах, незаконном лоббировании интересов крупных бизнесменов, связях с мафией.
Вместо этого хватаются за безобидный и даже немного комичный эпизод с кражей шапки.

Фактически, украинские либералы официально отрицают способность бывшего преступника к ресоциализации, стигматизируя таким образом огромную социальную группу. Есть определённое внутреннее противоречие, когда одни и те же деятели брезгливо говорят о “зеке” во власти и при этом выступают против милицейского беспредела. Своими словами они, фактически, признают постулат о “неисправимости” преступника, навсегда вычёркивают его из нормального общества. А именно этот подход и делает возможным пытки в милиции и нечеловеческие условия в тюрьмах. С человеком так обходиться нельзя, но для общества зек перестаёт быть человеком.
В образе мышления добродетельного либерала, скандирующего “зека геть”, и вертухая, который с улыбкой приговаривает “тюрьма тебе, блядь, не курорт”, обращаясь к умирающему от туберкулёза, больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Сравнение власти с преступной бандой – крайне распространённый ход в политической пропаганде. И вполне оправданный, так как любая власть и есть преступная банда. Только вот в Украине, благодаря юношеской отсидке Януковича, это приняло весьма интересную форму. Наибольшую популярность получили лозунги, называющие президента не вором, бандитом или хулиганом, а именно “зеком”.
То есть ему ставится в вину не сам поступок, а именно тот факт, что он попал в тюрьму. Надо заметить, что существенная часть политиков, не говоря уже об “уличных” активистах, нахулиганила за свою жизнь так, что пара сбитых шапок покажется невинной шалостью. Но при этом они, будучи далеки от идеала законопослушного гражданина, продолжают скандировать “зека геть” на акциях.
Значит стигматизирующим фактором является не преступление, а именно наказание.

Замечу, кстати, что на “политических” заключённых, позорное клеймо зека обычно не ложится и лично мне не за что жаловаться. Но вот другие, оказавшись на воле, почти всегда сохраняют налёт маргинальности. Независимо от того, насколько их преступление реально и насколько наказание соответствовало поступку. Тюремный срок воспринимается не как акт искупления, а как дополнительный источник вины.

Фуко был полностью прав, призывая к уничтожению криминалистических досье.

Добавить комментарий

9 комментариев “Виновен в том, что наказан”