Юрий Володарский применительно к теме украинского Эсквайра пошутил у себя в Фейсбуке на тему “хочу слухати радіо Шансон українською”.
Я вот задумался: почему не существует украинского даже не шансона, шансон во Франции и Италии, почему нет украинского блатняка? Как жанра. Нет песен не только на литературном украинском, но на и суржике. Я помню телевизионную рекламу “блатных рингтонов”, там главные герои – два суржикоязычных жлоба, которые ставят на телефон мелодию “Владимирский централ” приговаривая “куме, де ти таку круту мелодію дістав?”. Среди зеков, особенно выходцев из низов, много уроженцев деревень и малых городов, которые говорят на украинском или на суржике. И почти все люди из этой социальной категории с удовольствием слушают русский шансон.
Спрос, по идее, должен рождать предложение. Так где же украинский Круг? Украинская “Бутырка”? Есть, правда, группа “Лукьяновка”, но они поют по-русски. Украинские “Воровайки”? Где украинский Эдик Батон, в конце-то концов?
Нет у нас Батонов, одни Сушкевичи.
33 комментария “Український шансон”
Есть своеборазная национальная альтернатива блатняку, если мерять по тому, что включают в маршрутках – это такой своеобразный этно-попс. Но тематика да, очень далека.
Наподобие Поплавского?
Нет, чуть более интересный.
Если найду где-нибудь – подкину.
ТИК Бронюка-чем не шансон? Просто то что сегодня называют русским шансоном-это никакой не шансон. Это взявший чужое название в качестве самоназвания блатной фольклор. Настоящий русский шансон-это песни русского ресторана и городской романс. Это Вертинский, Лещенко, Морфесси, Иза Кремер, Алеша Дмитриевич, Баянова, Борис Рубашкин и тд. Классический русско-еврейский шансон-это например, “Бублички”.. А отнюдь не песни типа “Голуби летят над нашей зоной”…..
Так никто и не спорит. Я специально обозначил именно репертуар радио “Шансон”, т.е. блатняк.
http://www.youtube.com/watch?v=Y_UkKwkB6Uw Вот типичный современный украинский шансон
Кстати, это не то, о чем я писал выше, но
http://youtu.be/0mGRnjj_iWo
)) не могу представить украинский вариант фени, как и украиноязычного пахана:) гай-ричивщина какая-то получается)
http://www.youtube.com/watch?v=FSrVH11yDTI&feature=related А вот для сравнения классический русский шансон. Как и то что я кидал выше-не имеет НИКАКОГО отношения к песням про зону, вертухаев и “наколи мне купола”
Мне кажется, что нужно учитывать историческую специфику. Шансон как жанр был сформирован в определнной среде – городского люмпенпролетариата, еще в царской России. В украинских городах проживало в основном русское население, естесвенно люмпен-пролетариат был русскоязычным. Еще одним фактором который повлиял на формирования шансона, было специфическая среда – каторга, которая находилась “во глубине сибирских руд”. Фактор русификации населения в царской России , также содействовал развитию русскоязычного шансона. Сегодня в Украине задача украинских патриотов должна состоять в том, чтобы сформировать украинский люмпенпролетариат (наверное из самых ярких патриотов), который создаст українській шансон.
Кстати, Чубчик-песня подружки ссыльного за политику студента)
В оригинальном ( не усеченном под эстраду тексте есть такой куплет:
А что на нарах корчишься, бедняжка?
А где ж твоей свободы торжество?
Эх, фуражка, бедная фуражка,
Не дождешься чубчика свово!
Кста, нашел! Не блатняк, но в музыкальном плане не отличишь:
http://youtu.be/JL5LyFb8Qd0
Но это опять же, не то, о чем я писал сначала
Сергей. Гайдамаки интересны в муз плане но это ни разу не укр аналог шансона- т.е не городской романс
Да, я в курсе, уж скорее – Вася Клаб. Просто в плане музыки вот именно эта композиция сильно похожа на блатняк.
Тот же ТИК или полузабытьй Андрей Миколайчук гораздо ближе к этому варианту…
Просто как мне кажется, Александр изначально в своем посте внес сумбур в понятия, смешав два разнородных обьекта-шансон и блатняк.
Потому что репертуар радио Шансон-это не шансон вовсе. Я об этом уже говорил выше.
Ну а песни Андруховича и Мертвого півня – “Пиво кончилось”, например – разве не подходят под определение? Или – из более старого – Брати Гадюкіни (Роксоляна, например).
БГ-это рок-н-ролл..а не шансон. Андруховича не слышал.
Ну вот “Роксоляна” – точно не рок-н-ролл.
Я в целом о творчестве БГ
Так “Мертвий півень” в целом – тоже рок-н-ролл. Но “Кримінальні сонети”, которые они делали с Андруховичем – как раз “блятняково-шансонный” эксперимент. Все, конечно, в ироничном ключе сделано – но тем не менее.
Алексей, ну что вы опять как интеллигент рафинированный слезы проливаете :) Все здесь присутствующие прекрасно знают, что такое французский шансон. И чем он отличается от блатняка. Тем не менее, все отлично понимают, о чем идет речь.
Меня, например, больше коробит, когда все происходит наоборот – блатные термины, не понимая их значения, начинают пихать в разговорную речь и, хуже того, – в журналистские репортажи. Самый распространенный пример – “беспредел”. Борюсь с этим, где только могу – но толку мало :)
Понимаю. Но речь идет о социокультурном феномене, который можно описать как “стиль радио Шансон”. А как его точнее описать? Доля, собственно, блатных песен на этих радиостанциях исчезающе мала.
Позицию я понял – но не люблю, когда спор идет о терминах, а не о сути.
А как же Брати Гадюкіни? Не жанр, конечно, но пример.
Правильно. Только все, кроме вас прекрасно понимали дефиниции, которые использовал Александр.
http://www.youtube.com/watch?v=lhJhoPPgCPg