Do androids dream of electric shit?
Do androids dream of electric shit?

Не все левые одинаково полезны

Слово “левый” часто используется как своеобразный знак качества (или наоборот, как позорное клеймо – смотря кто им пользуется). Каждое политическое течение, от анархистов до соцдемов или большевиков понимают под ним что-то своё, и все они постоянно отказывают в праве называться “левыми” своим оппонентам. Но это бессмысленно, пока мы не определимся с общей терминологией. Любой спор о “левизне” той или иной политической силы напоминает спор о том, являются ли мумзики зямличными. Проблема в том, что мы толком не знаем кто такие мумзики и не имеем чёткой дефиниции зямличества.

“Авторитарии из Боротьбы – не левые”, “Политиканы из КПУ – не левые”, “Мутные реформисты из СПУ – не левые”, “Националисты из Автономного Опира – не левые”, ну и так далее. Спор вокруг сотрудничества с вышеупомянутыми политическими силами обычно сводится к тому, “левые” они на самом деле, или нет, и именно это их зямличество является критерием согласно которому нужно выстраивать взаимодействие с ними . Это неправильный подход.

Нет, безусловно, если мы понимаем под левыми тех, кто выступает за социальную справедливость, то, мысля рационально и последовательно, придём к выводу, что она возможна лишь в безвластном обществе, в котором будет исключена возможность принуждения и эксплуатации. Это значит, что единственные настоящие левые – либертарии. Только вот эту простую мысль придётся разжевывать каждый раз, когда мы используем слово “левый” в своей публичной риторике. Потому что оно обросло целым ворохом других значений, большинство из которых связаны с патернализмом и усилением государства.

По сути, сегодня “левизна” – это пустое означающее, термин, объединяющий множество разных, часто взаимоисключающих идеологий, этик и философий. Но из-за магии этого слова, держащей в подчинении суеверных активистов, возникают противоестественные союзы: первомайские шествия на которых анархисты и авторитарии идут вместе, объединения сталинистов с троцкистами, которые раз за разом вступают в союз “преодолевая сектантство”, а потом вновь раскалываются со скандалом, тратя на эти объединения и расколы больше сил, чем, собственно, на политическую и социальную борьбу. Не говоря уже о том, что Украине слово “левый” часто употребляется в значении “пророссийский”, и как мы ни боролись с этим стереотипом, но в рамках Антимайдана видим трогательное слияние русских шовинистов и пост-большевиков из Боротьбы. Годы работы над имиджем насмарку. Единственный способ преодолеть маргинальность левых – преодолеть самих левых.

Есть реформисты и есть революционеры. Есть авторитарии и есть либертарии. Есть сторонники равенства, есть сторонники иерархии. Левизна де – слишком размытое и нечёткое понятие, чтобы основывать на нём свою самоидентификацию.
q1796

Добавить комментарий

4 комментария “Не все левые одинаково полезны”